грудной ребенок, новорожденный, младенец, кормление новорожденного, вскармливание новорожденного, вскармливание младенцев, кормление грудных детей, вскармливание грудничков Центр поддержки естественного вскармливания, центр грудного вскармливания, группа поддержки естественного вскармливания,  поддержка грудного вскармливания, консультант по грудному вскармливанию, горячая линия,  консультациякормление грудью, грудное вскармливание, естественное вскармливание, грудное кормление, кормление грудным молоком, питание кормящей матери, комящая мама
Главная
Наша работа
Новости
Правовые основы
Контакты
Международные организации
Беременность и роды
Кормящим мамам
Online-консультации
Все о детях
Женский клуб
Фотогалерея
Книги
 



Детская

Ложка за ложкой - азбука прикорма

Прикорм

"Ну, пожалуйста, еще одну ложечку …" - ситуация, знакомая практически каждому из нас. Пухленькие карапузы улыбаются нам с экранов телевизоров и обложек журналов. Такой образ здорового и жизнерадостного малыша прочно засел в нашем подсознании. Стремясь к установленному в обществе идеалу, мы забываем о том, что каждый ребенок индивидуален. А самое главное - мы не понимаем, что уговаривая малыша съесть еще одну ложечку, можем отрицательно повлиять на его здоровье и сформировать негативное отношение к пище на долгие годы.

С чего все начинается?

Не первый десяток лет специалисты спорят, с чего и как начинать вводить прикорм. В этой статье мы не будем подробно описывать алгоритм введения в рацион ребенка взрослой пищи. Давайте попробуем разобраться в не менее важном вопросе - когда же малыш готов к этому моменту и каковы могут быть наши действия.

По нормам Всемирной Организации Здравоохранения прикорм ребенку, находящемуся на грудном вскармливании, вводится не ранее 6 месяцев. В первом полугодии грудное молоко матери полностью удовлетворяет все потребности крохи. Ведь только к полугоду созревают ферментативные системы, и малыш сам начинает требовать еду из маминой тарелки.

Задумайтесь, почему так происходит? Почему в природе ни одно млекопитающее не кормит своего детеныша ничем, пока он сам не попросит еду у матери?
В природе все мудро устроено. Когда ребенок готов к перевариванию новой пищи - он подает вам сигнал.

Итак, какие выделяют признаки готовности малыша к введению прикорма?

Ваш ребенок:

  1. Достиг возраста 6 месяцев.
  2. Проявляет интерес к взрослой пище (требует еду из тарелки мамы, пытается самостоятельно положить ее себе в ротик).
  3. Самостоятельно сидит.
  4. Не выталкивает твердые кусочки пищи изо рта, то есть у него угасает выталкивающий рефлекс.
  5. Может поворачивать голову, отворачиваться от ложки, если предложенный продукт не понравился.
  6. Удвоил вес при рождении (если ребенок родился раньше срока - показатель должен быть выше).
  7. Участил прикладывания к груди, буквально повисая на маме.
  8. Не болел, не прививался.

ребенок самостоятельно ест

Если Вы убедились в том, что малышу пора вводить прикорм - давайте определимся со способом введения новой пищи.
На сегодняшний день существует две схемы введения прикорма - педагогический прикорм и традиционная схема.

Почему мамы выбирают педагогический прикорм?

Педагогическая схема подразумевает под собой введение прикорма микродозами (доза, которая помещается между большим и указательным пальцем). То есть мама предлагает крохе то, что кушает сама, и ребенок постепенно привыкает к пище, которую употребляют в семье. Малыш очень хочет попробовать именно то, что кушает мама, ведь желание ей подражать - важный этап его развития.

Цель такого прикорма - не накормить, а познакомить с новой пищей. Формирование пищевого интереса и позитивного отношения к пище - залог хорошего аппетита и полноценного развития малыша в будущем.

Основным же питанием до года остается грудное молоко, которым ребенок удовлетворяет свои потребности в пище и запивает выпрошенные частички еды у мамы. Если малышу понравился определенный продукт - объем изначально доводится до 3 чайных ложек, далее - по желанию ребенка.

Очень важно, что при такой схеме:

  • малыш учится есть сам
  • не испытывает со стороны кормящего давления
  • не нуждается в измельчении пищи (адаптируется к определенной консистенции)
  • постепенно формирует свои гастрономические пристрастия
  • после года начинает сам кушать взрослую пищу с удовольствием

Чтобы понять, почему же этот, на первый взгляд, странный способ введения прикорма получил такую популярность, давайте немного углубимся в физиологию пищеварения.

Итак, этап 1. Человек видит пищу - его зрительные и обонятельные рецепторы подают сигнал в головной мозг, что способствует выделению слюны (в ней уже содержатся ферменты, необходимые для первичной обработки пищи). В желудке тем временем выделяется соляная кислота (она же способствует тщательному перевариванию еды).

Этап 2. Еда попадает в ротовую полость - рецепторы языка подают сигналы "нравится - не нравится", пища проходит первичную обработку - механическую и ферментативную, попадая далее в пищевод.

Этап 3. По пищеводу еда поступает в желудок (где все уже готово к ее перевариванию), в это время в двенадцатиперстную кишку поступают ферменты и желчь, которые будут более тщательно переваривать пищу.

Этап 4. После прохождения по тонкому кишечнику пища попадает в толстый кишечник, где происходит активное всасывание полезных веществ, остальное выводится из организма.

Отсюда легко понять, что же происходит, если ребенка кормят "насильно":
- возникает ферментативная недостаточность
- недостаточно обрабатывается пища (более того, она может застаиваться, начинать бродить, что приводит к развитию патогенной флоры и, как следствию, всем известного дисбактериоза).
Ребенок, которому начинают вводить прикорм традиционно, не имеет возможности познакомиться с пищей, увидеть процесс ее приготовления или даже поучаствовать в этом в меру своих возможностей, что способствует проявлению вполне естественного интереса - попробовать то, над чем так долго трудился. Из этого следует еще один важный момент введения прикорма - берите ребенка с собой за стол, предоставьте малышу возможность познакомиться с пищей, проявить желание попробовать ее.

кормить ребенка из ложечки

Вы, наверное, замечали, что, заходя в магазин с его бесконечными прилавками аппетитных продуктов, начинаете испытывать чувство голода. Почему же так происходит, и можем ли мы ориентироваться на это чувство?
На самом деле, в этом случае мы говорим об искусственном раздражении рецепторов (с одной стороны - мы хотим кушать, с другой - выработка ферментов и соляной кислоты снижена, что не сможет способствовать нормальному процессу пищеварения).

Основное правило: пища должна приниматься только по чувству голода!

Все ли можно давать малышу на педагогическом прикорме? - вопрос, который довольно часто задают мамы.
Когда мы говорим о таком виде кормления - речь идет об исключительно здоровой пище. Особенно обратите внимание на продукты, содержащие различные добавки, в том числе консерванты (сосиски, колбаски и т.п.) - они также являются стимуляторами вкусовых рецепторов, это очень вредно для любого человека, так как способствует утрате контроля чувства насыщения.

Достаточно ли ребенку такого небольшого количества пищи? - спросите вы. Ответ прост - достаточно. Физиологически только к 1,5 годам большинство детей начинает проявлять интерес к большему объему взрослой пищи. В первый год жизни 60% рациона ребенка может составлять грудное молоко.

Если вы выбираете традиционную схему …

Конечно, всегда найдутся и сторонники традиционной схемы, которая подразумевает постепенно введение продуктов в определенной последовательности.
В этом случае важно соблюдать следующие правила:

  1. Не ориентироваться на определенное количество пищи, малыш сам даст понять о насыщении.
  2. Не паниковать, если ребенок скушал из 200 "положенных" грамм всего 50.
  3. Не кормить нелюбимым продуктом только по той причине, что "это полезно".
  4. Брать малыша за общий стол.
  5. Вносить в традиционную схему элементы педагогического прикорма (давать ребенку возможность пробовать еду из тарелки мамы).

кормить ребенка из ложечки

В каком же объеме кушает прикорм грудничок?

Не огорчайтесь, если малыш съедает всего 50-80 грамм прикорма из положенных 150-200 грамм. Детки на грудном вскармливании предпочитают кушать маленькими порциями, но чаще. К тому же, очевиден большой плюс - ребенок учится контролировать чувство насыщения и не переедает.

Со временем начинайте предлагать малышу ложку - пусть пробует кушать сам. Не ругайте ребенка, если он полез в тарелку руками - это важный этап его развития, позволяющий определять консистенцию блюда посредством своих пальчиков.

Если малыш искусственник

Ребенок, который находится на искусственном вскармливании, имеет такие же потребности и закономерности развития, как и на грудном. Все правила, которые мы описали для традиционной схемы, применимы и в этом случае. За исключением одного момента - прикорм вводится раньше на 1-1,5 месяца.

Формирование здорового интереса к пище - фундамент не только физического здоровья малыша, но и его гармоничного психического развития.
Каким бы способом вы не решили вводить прикорм, обязательно соблюдайте правило постепенности, не кормите ребенка насильно, не замещайте полностью кормления грудью, учитывайте его пожелания и проявляйте фантазию в приготовлении пищи!

Екатерина Денисова
Статья опубликована в журнале "Семейный МЕРИДИАН"


Ссылки по теме

Грудное вскармливание — начало начал?
Кормить ли грудью?
Что ожидает Ваш ребенок от жизни?
Rambler's Top100
Центр Родительской
Культуры «Рождение»


Украина, г. Днепропетровск,
Проспект Героев, д. 21 (ж/м Победа-6)
Электронная почта: office@kormlenie.com.ua
Copyright © 2005-2010 Центр «Рождение»
Использование материалов сайта возможно только с разрешения администратора
и активной ссылки на kormlenie.com.ua


Design by Клименко Оксана